Воспитатель МАДОУ д/с №78 г. Калининград

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе на тему: «Клуб знатоков леса».

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе на тему:

«Клуб знатоков леса». 

                                                      Воспитатель:

                                                                      Кузнецова Елена Владимировна 

Программные задачи: 

· Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;

-воспитывать познавательный интерес, желание быть знатоком леса.

· Образовательные:

-формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни;

-формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать, понимать простейшие причины – следственные связи.

· Коррекционно-развивающие:

-развивать доказательную, связную речь у детей;

-развивать внимание, мышление, память, общую моторику.

· Работа со словарем:

-активизировать словарь: «зайчиха», «зайчата», «детеныш»;

-ввести в активный словарь: «лиственница», «шатун».

Материалы и оборудование:

· вырезные из картона красные и зеленые жуки;

· два конверта с письмами;

· посылка – коробочка.

Предварительная работа:

· чтение художественной литературы;

· беседы;

· рассматривание картин, иллюстраций;

· заучивание стихотворений, пословиц;

· отгадывание загадок;

· дидактические игры;

· просмотр видеофильмов;

· CD с записью голосов животных, птиц;

· разучивание физкультминуток.

Ход занятия.

Воспитатель: Начинаем занятие «Клуба знатоков леса». Сейчас ребята попробуют ответить на вопросы, поступающие от необычных радиослушателей – лесных жителей. Лучшие знатоки будут награждены значками. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: В наш клуб приходит много писем. Вот одно из них. Прочитайте, ребята, от кого оно.

(Дети читают надпись на конверте: «Письмо от зайца».)

«Встретился я в лесу с белочкой. Она внимательно на меня посмотрела и говорит:

- Ой, какая у тебя шубка красивая, беленькая.

Давай на время поменяемся: ты в моей серенькой шубке походишь, а мне свою беленькую одолжишь. Прошу у вас совета: меняться или нет?»

Воспитатель: Давайте, ребята, подумаем и поможем зайке. Сможет ли зайчик прожить в шубе белки, а она в его? (Дети мотивируют свои

ответы.) Почему вы так думаете? А почему у белки и зайца разные хвосты? Как они им помогают?

 (Сориентировать ход мыслей детей по направлению анализа зависимости между средой обитания и формами приспособления животных.)

Воспитатель: А вот пришла целая посылка, и к ней прилагается письмо. (Открывается демонстрационная картина).

Воспитатель: Посылка и письмо пришли от кузнечика.

(Читает письмо от кузнечика.)

На лесной полянке встретились два жука: красный и зеленый. Посмотрели они друг на друга и удивились. Красный спросил у зеленого: «Ты почему весь такой зеелный?»

- Чтобы птица не съела.

- Вот чудак! Чтобы птица не съела надо быть таким, как я, - красным.

«Нет», - сказал зеленый жук. «Да»,- сказал красный. «Нет, ты все перепутал», рассердился зеленый. «Нет, это ты все перепутал».

Долго жуки спорили. Кто из них прав? Как вы думаете?

(Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель: Смотрите, что было потом. Пока жуки спорили, их заметила птица и полетела к ним (открывается правый клапан картины). Жуки увидели и… Ребята, что они сделали? Куда они могли спрятаться? Как им спастись?

(Дети высказывают предположения, педагог открывает клапан картины, и дети видят наглядное подтверждение своей догадке.)

(Звонит телефон.Педагог слушает, а затем пересказывает разговор детям.)

Воспитатель: Звонил дятел. Он долго выбирал себе дерево в лесу, где сделать дупло. Выбрал наконец хорошую, высокую елку, а главное, иголочки

на ней были мягкие. Все бы ничего, но сначала у его елки иголки пожелтели, а потом и вообще осыпались. Просит дятел объяснить, что случилось с его елкой. Какие у вас предположения?

Воспитатель задает наводящие вопросы:

· Почему дятел принял это дерево за елку?

· Как оно называется? (Лиственница)

· Есть ли такое дерево у нас на участке?

· Как оно выглядит зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, дятел слушал нашу радиопередачу и остался доволен ответами знатоков. К нам пришло письмо от зайченка. Послушайте, что в нем написано.

«Я только что родился. Он открыл глаза. А мамы рядом нет. А вокруг вес летает, ползает, прыгает, бегает. А я так всего боюсь. И где же моя мама? Кто же мне все объяснит? »

Воспитатель: Давайте, ребята, попытаемся объяснить маленькому зайчонку, что его окружает, чтобы он ничего не боялся. Где же ребята его мама? Кто же будет его кормить?

(Дети объясняют, что зайцы оставляют своих детенышей и бегут дальше в поисках пищи. Но пробегающая мимо зайчиха обязательно остановится и покормит зайчонка своим молочком, как будто он ее детеныш, у зайцев все так заведено.)

Воспитатель: В конверте еще лежат зарисовки того, что зайчик успел разглядеть. Нам надо разобраться, что к нему относится.

(Дети разбирают модели, расставляют на наборном полотне изображения птиц, насекомых зверей.)

Воспитатель: Я думаю, зайчонок нас услышал в эфире и больше не будет всех бояться.

Физкультминутка.

· Нам лениться не годится,

Помните, ребята.

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

Далее воспитатель предлагает поиграть в детские игры.

Игра  «Цепочка слов». (Насекомые).

1-й ребенок. Оса

2-й ребенок. Оса - муха…

3-й ребенок. Оса - муха - комар…

…………….  и т. д.

Игра «Блиц-опрос».

Короткие предложения, требующие коротких ответов.

· Кого называют шатуном?

· На каких деревьях растут шишки?

· Каким животным помогает хвост?

· Какие растения помогают при болезнях?

· Какую птицу называют птицей мира и почему?

· Что собирают пчелы на цветущих растениях?

Воспитатель: Мы получили лесную газету, но почему-то животные забыли под ней подписаться. Давайте попробуем догадаться, чьи это объявления?

(Дети самостоятельно догадываются, кто авторы объявлений.)

1. «Тому, кто найдет хвост, оставьте его себе на память, я успешно выращу новый.»

2. «Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом.»

3. «Из птенцов за короткое время сделаю птиц высокого полета. Прошу

учесть, что занятия провожу ночью.»

4. «Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов. Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни.»

(Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом дает анализ занятия)

Для чего животным нужен хвост?

Хвост играет важную роль в жизни животных. Он выполняет механическую, физиологическую и коммуникабельную функции. Животные используют его как сопротивление при прыжках, сидении, передвижении, как руль при плавании и в полете, как дополнительную лапу при перемещении по деревьям, как способ привлечь существо иного пола.

Среди лесных зверей белка наиболее приспособлена к жизни на деревьях. Она хорошо лазит по стволам деревьев и может делать большие, затяжные прыжки. Белка пользуется своим пушистым хвостом как парашютом. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой хвост, который поддерживает ее в воздухе и помогает сохранить равновесие. Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в лютые морозы. Свернувшись в клубок и накрывшись хвостом, как шерстяным пледом, белка с наступлением зимы ложится спать. Длина ее хвоста почти равна длине ее тела.

Так же используют хвосты песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

Лиса без хвоста пропадет, ее собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево убежит, так и уйдет от погони. Лиса использует хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать.

 Бобр среди современных грызунов — самый крупный зверь. Длина его тела составляет приблизительно один метр. Самый характерный признак — своеобразный, приплюснутый, утолщенный в средней части хвост. Его длина достигает 25 сантиметров. Хвост бобра служит ему не только как руль и весло, а также помогает своему владельцу ловить пищу. Когда зверь грызет дерево, он сидит на задних лапах и опирается на хвост. Заметив опасность в виде хищного зверя, бобр с силой ударяет хвостом по воде — это сигнал тревоги для всех других бобров. Они сразу же ныряют под воду и прячутся. Скунс часто держит хвост торчком, он виден издалека и вместе с яркой раскраской спины служит предостережением всем возможным врагам, которые и так очень хорошо знают скунса и предпочитают с ним не сталкиваться.

Лемуры предпочитают крупные горизонтальные ветки деревьев, где хорошо и быстро передвигаются, управляя хвостом как балансиром. Иногда, чтобы напугать врагов, лемур устремляет вперед взгляд расширенных глаз, а хвост просовывает между передними лапами.

 Белки, куницы, соболи и некоторые виды обезьян используют свой хвост как канат.

Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды. Наевшись, можно и покататься на хвосте, как на качелях. Гибкий позвоночник, заостренные когти, сильные задние лапы — это не все, что нужно коту для успешного прыжка на свою жертву. Еще необходим руль, роль которого выполняет хвост.

Когда вывели бесхвостую породу кошек, у них, как своего рода компенсация, начали увеличиваться задние лапы. Хвост является важным инструментом в беседе животных.

 Собака, испугавшись, поджимает хвост. Но, разгневавшись, друг человека держит хвост «морковкой». А вот если собака радуется, тогда она виляет хвостом. При встрече двух псов: если у одного из их хвост высоко поднят и движется из стороны в сторону, это значит, что пес не желает зла, но в то же время считает себя сильнее.

Кот проявляет свои эмоции с помощью хвоста совсем не так, как собака. «Хвост трубой» — кошка чувствует себя хорошо. Когда хозяйка хвоста разгневана, тогда она им виляет. Некоторые животные в целях самозащиты могут сбрасывать свой хвост.

Если зубы врага впиваются в хвост ящерицы, она сокращает мускулы и мгновенно ломает позвоночник в месте укуса. Оторванный хвост еще долго служит своей хозяйке — он может дергаться часами и этим отвлекать внимание хищника от самой ящерицы. Из оторванного обрубка хвоста у неё вскоре вырастает новый. Иногда хвост только надрывается, после чего растет новый. Тогда ящерица становится двухвостая, треххвостая или четыреххвостая.  Подобную способность имеют и некоторые млекопитающие. Бурундук, который попался в зубы врагу, оставляет хищнику шкурку-чехольчик, которая соскальзывает у него с хвоста. Так же делает и лесная мышь.

 Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста. Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.

Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.

 Птицы используют хвост как руль или тормоз.

Белый хвостик оленихи помогает ее детенышам не потерять маму в лесу. Хвост используется различными животными по-разному. Кому он нужен для полета, кому для защиты и нападения, кому помогает двигаться, но всем им он очень необходим.

26 октября 2019 в 23:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.