Воспитатель МАДОУ д/с №78 г. Калининград

Правила поведения в транспорте.

Правила поведения в транспорте.

Педагог знакомит детей с правилами поведения в

общественном транспорте.

Объясняет, что:

входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить —

через переднюю;

маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;

маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;

разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;

нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров;

нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;

принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми,

инвалидам.

Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг у другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

Возможны также следующие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как

поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?»; «Ты с другом громко

смеялся в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?»; «Ты с бабушкой вошел в трамвай. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?»

В городском транспорте

Цель. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском

транспорте.

Материал. Клей, кисточки, ножницы, тетрадь 4.

Обсудите вместе с детьми

Кому необходимо уступать место в городском транспорте: в вагоне метро, автобусе,

троллейбусе, трамвае? Спросите детей, уступал ли кто-нибудь из них место другому

пассажиру. Кому именно? Почему?

Предложите детям назвать, кто из пассажиров больше других нуждается в том, чтобы ему

уступили место:

молодой человек;

женщина с младенцем на руках;

инвалид;

пожилой человек;

мальчик школьного возраста;

молодая женщина;

старушка;

женщина с тяжелыми сумками;

мужчина с ребенком дошкольного возраста.

Попросите их объяснить свой выбор. Пусть дети придут к выводу, что в первую очередь важно создать удобства для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут и упасть, когда вагон трогается с места или резко останавливается. Хорошо, если дети сами решат, что они уже большие и сильные и могут позаботиться о других.

Анализируйте ситуации

Придумайте и предложите детям ситуации, охарактеризовав двоих-троих пассажиров:

молодой человек и инвалид;

мальчик школьного возраста и женщина с сумками;

молодой человек и молодая женщина;

молодая женщина, мальчик, старушка.

Пусть дети определят, кто из них должен уступить место другому. Побуждайте детей

обосновывать свои ответы.

Также можно предложить одной группе детей придумать какую-либо ситуацию, а другой— найти ее решение.

На заметку воспитателю

Объясните детям, что усталому пожилому пассажиру, пассажиру преклонного возраста следует не только уступать место, но и оказывать предпочтение в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе из вагона (салона), стараться не толкнуть при резком движении транспорта.

Помните, что безопасность ваших детей тесно связана, а нередко и непосредственным образом зависит от того, как они сами относятся к окружающим, от их собственного поведения.

Разберите различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта, в вагоне метро, приведя положительные и отрицательные примеры поведения в общественном транспорте.

Объясните, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам — можно упасть, удариться, получить травму).

Не забудьте обсудить с детьми, как надо вести себя на эскалаторе метро: следует всегда быть осторожными и внимательными при входе и выходе с эскалатора, не бежать, обязательно стоять лицом по направлению движения, держаться за поручень.

Отдельно отметьте, что при ожидании поезда нельзя подходить близко к краю

платформы, бросать что-либо на рельсы.

Предложите детям придумать, какими могут быть негативные последствия неправильного поведения в метро, и объясните, почему необходимо соблюдать установленные правила.

Помните

Для детей, живущих в небольших городках и сельской местности, метро не является

привычным видом транспорта. Поэтому они могут бояться пользоваться эскалатором,

испугаться приближающегося на большой скорости поезда, резко захлопывающихся

дверей вагона. В этом случае важно соблюдать меру при анализе возможных негативных последствий неправильного поведения в метро, так как это может только спровоцировать детские страхи. Если у ребят будет проявляться повышенная тревожность, негативные последствия лучше не обсуждать совсем. Сделайте акцент на том, что при соблюдении необходимых правил в метро можно чувствовать себя спокойно и безопасно.

Другое дело — дети, для которых метро является привычным средством передвижения.

Они ощущают себя в нем свободно и часто ведут себя излишне раскованно. Поэтому им надо объяснить возможные последствия безответственного поведения.

26 октября 2019 в 23:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.