Воспитатель МАДОУ д/с №78 г. Калининград

Конспект НОД по теме: «Хлеб — всему голова» познавательное развитие для детей подготовительной к школе группы

Конспект НОД

по теме:

«Хлеб — всему голова»

познавательное развитие

для  детей подготовительной к школе группы

Составила: воспитатель Кузнецова Е.В.

Цель:

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

1. Продолжать знакомить детей со злаковыми растениями (пшеница, рожь).

2. Уточнить знания детей о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Развивающие:

1. Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

3. Способствовать развитию зрительной памяти.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

3.  Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Интеграция областей:

 

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнкаи взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Предварительная работа.

 Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о хлебе.

Чтение литературных произведений по теме.

Рассматривание колосков, иллюстраций «Хлебобулочные изделия», муляжей.

Оформление мешочков с крупами.

Материал:  образцы хлеба (белого и чёрного), разные виды крупы

Активизация словаря:

«Жито», колоски, крупа.

Зерно, пшеница, рожь, гречиха, просо.

 Лаваш, багет, лепёшка,  галеты, паляница.

Ход занятия:

Педагог. Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему «Мини-музею хлеба».

Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

Спелой зрелости полно.

Дети, предлагаю вам рассмотреть через лупы колосья пшеницы и ржи.

Дети рассматривают колоски пшеницы и ржи.

Педагог: Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками.

Игра «Доскажи словечко»

Этот колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.

Колос ржи – (ржаной колос).

Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – (ржаная мука).

Тесто из пшеничной муки – (пшеничное тесто).

Тесто из ржаной муки – (ржаное тесто).

Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный, белый)

А из ржаной? (Ржаной, черный)

Педагог благодарит детей.

Педагог: Предлагаю определить хлеб на вкус.

Игра «Угадай на вкус»

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.

Педагог. Молодцы, хорошо знаете вкус  белого пшеничного хлеба,  чёрного ржаного.

Какой он - хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите.

Ответы детей (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий)

Педагог: Из зёрен злаков люди не только выпекают вкусный и ароматный хлеб, но и готовят множество других блюд.

Игра «Кто назовет больше блюд?»

Дети перечисляют известные им блюда, при изготовлении, которых используются крупы и мука.

Педагог благодарит детей за ответы.

Педагог. С давних времён на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят  повара нашего детского сада,  мамы у вас дома.

Игра «Из чего сварили кашу?»

Педагог показывает зёрна злаков, образцы круп, которые из них получают.

Дети называют каши, которые готовят из этих круп.

Педагог. Из гречихи варят кашу (гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую). Из проса — (пшённую).

Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем они различаются? (Ответы детей)

Игра «Угадай на ощупь».

Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

Педагог. Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле?

Дети высказывают предположения.  

Педагог: Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке».

 Читает сказку, показывая иллюстрации.

Педагог: Понравилась вам сказка?

Ответы детей.

Педагог: Вспомните, в каких ещё сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки?

Ответы детей. («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок»)

Педагог благодарит детей.

Педагог: Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок?

Дети высказывают предположения

 Педагог: Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедных семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен, скорее всего, из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито».

Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название?

Дети высказывают предположения.

Педагог: Слово «жито» похоже на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети называют пословицы о хлебе.

 Где хлебно и тепло, там жить добро»,

«Будет хлеб – будет и песня»,

«Хлеб – наше богатство»,

«У кого хлеб родится, тот и веселится»,

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»,

«Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец»

Педагог: Молодцы, ребята! Знаете много пословиц о хлебе.

Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их.

Ответы детей. («Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Хлеб» М.Глинской)

Педагог: Каждому знакомы

Мудрые слова:

«Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!»

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней».

В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные

блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

Кто из вас знает, какие виды хлеба пекут в других странах?

Если дети затрудняются с ответом, педагог рассказывает и показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий.

Педагог: Паляницу выпекают на Украине, лепёшки – в Узбекистане, лаваш – в Армении, багет – во Франции, галеты – в Италии.

Педагог. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери.

«Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».

Игра «Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…».

 Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.

Педагог: Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в учёных. Проведем эксперимент. Посадите зёрна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой ёмкости быстрее и дружнее прорастут зерна.

Дети выполняют задание, затем ухаживают за посевами, проводят наблюдения и опыты (рассматривают грунт в микроскоп, регулируют освещение и т.п.)

 

26 октября 2019 в 23:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.