Воспитатель МАДОУ д/с №78 г. Калининград
|
Познавательно - творческий проект «Народная тряпичная кукла» для детей 6-7 летПознавательно - творческий проект «Народная тряпичная кукла» для детей 6-7 лет
Автор проекта: воспитатель Кузнецова Елена Владимировна Участники проекта: воспитанники и родители группы «АБВГДйка»
г. Калининград 2020г. Пояснительная записка «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е. Салтыков-Щедрин Актуальность проекта: Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукласчитается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Проблема проекта: Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой. Задачи: Обучающая: 1.Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования; 2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы; 3.Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя. Развивающая: 1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления. Воспитательная: 1. Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа; 2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке. 3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность. Участники проекта: дети подготовительной группы № 6 - 28 человек; воспитатель – Кузнецова Е.В., родители. Тип проекта: «Социально-личностный», «Художественно-творческая деятельность», «Познавательно-речевая», «Познавательно-творческий» По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности Сроки реализации проекта: среднесрочный, 4 недели, с 03.02.2020г. по 03.03.2020г. Продукт проектной деятельности: папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации. Формы реализации проекта: беседа, информация для родителей, мультимедиа, игры виртуальные экскурсии. Методы проекта: практический, познавательный, наглядный, словесный, опрос. Предполагаемый результат: Для детей 1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления. 2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой: -подборка иллюстраций и фотографий; -альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; -выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла». 3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа. 4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу. Для педагогов: 1.Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы; 2. Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов. Для родителей: 1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ. Работа с родителями: Изготовление памятки кукла «Кукла колокольчик» Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми дома. Изготовление книжки- раскладушки «Народные тряпичные куклы» (игровые, обереговые, обрядовые); мастер-класс для родителей с детьми «Кукла колокольчик». Результатом проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация. Формы реализации проекта: • Тематические занятия по ознакомлению с окружающим. • Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы. • Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы). • Изготовление кукол детьми совместно с родителями. • Составление и отгадывание загадок. • Знакомство с устным народным творчеством. • Беседы • Информация для родителей • Мультимедиа • Игры Этапы реализации проекта
Выяснить интересы и потребности детей по данной теме: 1. Знаешь ли ты, что такое кукла? 2. Есть ли дома тряпичная кукла? 3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома? 4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла? 5. Любишь игрушки, сделанные своими руками? 6. Что нужно для изготовления народной куклы? 7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу? 8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу? План работы
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются: - представления о музее; - проектно-исследовательские умения и навыки; - умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; - активная жизненная позиция. У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада. Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни. Завершение проекта -Презентация проекта. -Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями -Мастер-класс по изготовлению куклы «Кукла колокольчик» совместно с родителями и детьми. Для возрождения народных игр и знаний культурно-исторических ценностей у дошкольников будет реализован проект в подготовительной группе. Составлен перспективный план, разработаны анкеты для родителей, конспекты занятий, пополняется развивающая среда по разделу «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети детского сада №78. Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др. Список литературы Методическая литература 1.Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г. 2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» 3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с. 4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ 5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: Москва Детская литература 6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492 7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка» стихи и загадки. Электронные (интернет) ресурсы: 8. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru 9. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru 10. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net 11. Славянская кукла: www.slavakukla.ru 12. Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru. 13. Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru. 14. Ручная Работа: www.handmade.idvz.ru 15. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru 16. Славянские куклы: www.liveinternet.ru
25 февраля 2020 в 21:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.