Воспитатель МАДОУ д/с №78 г. Калининград

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ средняя группа

КАРТОТЕКА

ГИМНАСТИКИ ДЛЯГЛАЗ


1. «Яблоко»

(профилактика нарушенийзрения)

Нарисуем яблоко круглое и сладкое.

И большое-пребольшое, очень вкусноетакое.

Нарисовать глазами «яблоко»сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. «Арбуз»

(нормализация тонуса глазныхмышц)

Вот какой у нас арбуз:

Несмышлёный карапуз.

Вдаль покатился – на место воротился.

Снова покатился – домой не воротился.

Перемещение взгляда с дальнейточки на ближнюю.

Влево покатился, вправо покатился

Медленные движения глазамивлево, затем вправо.

Покатился и…разбился.

Зажмуривание глаз.

3. «Собачка»

(снятие зрительногоутомления)

Собачка бежит вправо, собачка бежитвлево.

Дети делают медленныедвижения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром назрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.

И снова это делает она очень умело.

Повторяют те же движения.

Собачка к носу движется, а потомобратно.

На неё смотреть нам очень приятно!

Переводят взгляд с дальнейточки на ближнюю и наоборот.

4. «Щенок»

(тренировка глазных мышц)

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

 Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекочаладони.

А щенок не лает, глазки закрывает.

Закрыв глаза, поглаживатьвеки.

5. «Белка»

(укрепление внутренней мышцыглаза)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несёт бельчатам-деткам.

Взгляд смещать по диагоналивлево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево –вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыханиепроизвольное.

6. «Волчище»

(нормализация тонуса глазныхмышц)

Что, волчище, рыщешь?

Что ты, серый, ищешь?

 Движения глазного яблока влево – пауза – затемвправо.

Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.

Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.

7. «Лиса»

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.

 Крепко зажмурить и открыть глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

 Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влевоза движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар, посмотрела натовар.

 Взгляд направлен вниз, затем – вверх.

Себе купила сайку, лисятам – балалайку.

 Самомассаж века путём лёгкого надавливания на неготремя пальцами.

8. «Сова и лиса»

(восстановление зрения)

На сосне сидит сова, под сосной стоитлиса.

Медленно перемещают взглядвверх – вниз, не поворачивая головы.

На сосне сова осталась,

Выполняют круговые вращенияглазами по часовой стрелке.

Под сосной лисы не стало.

 То же против часовой стрелки.

Можно использовать зрительныетренажёры для фиксации взгляда.

9. «Кукушка»

(укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правуюруку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это «кукушка».

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

Медленное движение взглядомвлево – вправо, не поворачивая головы.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

Прослеживают движения пальцавверх-вниз.

Ты, кукушка, не кричи, а немножкопомолчи.

Закрывают глаза ладонями.

10. «Совушка-сова»

 (профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова.

 Движения глазами вправо – влево, не поворачиваяголовы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

 Вращение глазами по кругу по часовой и против часовойстрелки.

Днём спит,

 Закрывать глаза.

Ночью глядит:

Открывать глаза.

Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

 Широко открывать глаза.

11. «Мотылёк»

(профилактика зрительногоутомления)

Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх!

Быстро и легко моргать глазами.

Он летит на огонёк.

  Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».

Поскорей улетай, свои крылышки спасай!

 Моргать глазами быстрее.

Улетел…

Посмотреть на дальнюю точкувслед улетающему мотыльку.

12. «Бабочка»

(укрепление мышц глаз)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает…

Дети прослеживают взглядомбез поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованиемзрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд,показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочкаостанавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может бытьразной.

13. «Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

 Дети смотрят на пчелу на палочке.

Тут и там.

Дети медленно переводятвзгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.

Где летала? – По лугам.

 Смотрят вверх, а потом вниз.

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела.

 Массируют веки, надавливая слегка пальцами.

14. «Кит»

(нормализация тонуса глазныхмышц)

Кит плывёт как большой пароход.

 Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.

Влево плывёт, вправо плывёт

Движения глазами влево –вправо.

А потом…как нырнёт!

Закрыть глаза и зажмурить их.

15. «Ерши-малыши»

(профилактика нарушенийзрения)

Дети «путешествуют» по зрительномутренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которыхплавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направлениедвижения взгляда.

На реке – камыши. Расплясались там ерши:

Круг – постарше,

Медленное вращение глазами побольшому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.

Круг – помладше,

Аналогичное движение глазамипо кругу меньшего размера.

Круг – совсем малыши!

 Такое же движение по самому маленькому кругу.

Круги могут находиться наближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд сближней точки на дальнюю и наоборот.

16. «Ёлочка»

Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.

Медленные движения глазамивверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.

С буйным ветром спорится,

Отвести тренажёр вдаль ипосмотреть на ёлочку.

Дотронься – уколется.

Перевести взгляд на ближнююточку – к носу.

Ой!

Зажмурить глаза.

17. «Анютины глазки»

(тренировка силы мышц глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки.

 (Слегка зажмуриться.)

Анютины глазки открылись, как в сказке.

(Широко открытьглаза).Повторить несколько раз.

18. «Гриб»

(снятие зрительногонапряжения)

Шляпка, шляпка, шляпка,

Ножка, ножка, ножка.

Вот и гриб Антошка.

 Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят еёглазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения своображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

19. «Снежинка»

(коррекция зрения)

Мы снежинку увидали, со снежинкоюиграли.

Берут снежинку на палочке,вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Медленно отводят руку вправо,следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

 Движения глазами влево.

Ветер вверх их поднимал и на землюопускал.

Поднимают руку вверх иопускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустивснежинку на пол.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Закрывают глаза ладонями.

20. «Солнышко и тучки»

(профилактика нарушенийзрения)

При выполнении упражненияиспользовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных поуглам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

 Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор содной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можнопронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.

А мы солнышко догоним, а мы красноепоймаем.

 Переводят взор на солнышко в середину «неба» иотдыхают.

Солнышко услыхало, красное поскакало.

Обводят глазами большой кругпо часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечныйзайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.

По возможности это может бытьи электронная физкультминутка для глаз.

21. «Глазки»

(снятие зрительногонапряжения)

Движения глазами выполнятьмедленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу.

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём ихеле-еле.

Массировать верхние и нижниевеки, не закрывая глаз.

22. «Пальминг» (оптическое голодание)–

(расслабление мышц глаз)

Глазки ладошками закрылись

И в пещере очутились.

Раз-два-три, ничего не видим мы…

Опершись о стол локтями,мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета.Расслабиться.

23. «Пальчик»

(нормализация тонуса глазныхмышц)

Пальчик к носу поднесём,

 Медленно поднести указательный палец к носу, не сводяс него глаз.

А потом отведём.

Отвести палец подальше на вытянутуюруку, следя взглядом.

Поморгаем, помолчим и опять всёповторим.

 Поморгать глазами и повторить всё сначала.

24. «Айболит»

(профилактика зрительногоутомления)

Дети «путешествуют» поофтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известнойсказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

Добрый доктор Айболит, он под деревомсидит.

Фиксируют взгляд на доктореАйболите.

Приходи к нему лечиться, и корова, иволчица,

И жучок, и червячок, и медведица

Дети обводят их глазами почасовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.

Всех излечит, исцелит добрый докторАйболит!

 Поморгать глазами и расслабиться.

25. «Дворник»

(снятие усталости с мышцглаз)

Вы, метёлки, метите, метите,

И усталость сметите, сметите,

И усталость сметите, сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Выполнять частое моргание безнапряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.


26. «Шофёр»

(снятие зрительногонапряжения) 

Качу, лечу во весь опор.

 Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке,не поворачивая головы.

Я сам – шофёр и сам – мотор.

То же против часовой стрелки.

Нажимаю на педаль,

Указательный палец подносим кносу и послеживаем за ним взглядом.

И машина мчится вдаль.

Отводим палец далеко вперёд ипереводим взгляд на дальнюю точку.

27. «Самолёт»

(укрепление глазных мышц)

Использовать зрительныйтренажёр – самолётик на деревянной палочке.

Пролетает самолёт, с ним собрался я вполёт.

 Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Движение глазами вправо, неповорачивая головы.

Левое крыло отвёл, поглядел.

 То же влево.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

 Движение взглядом по кругу.

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться нехочу.

 Движение взглядом вверх – вниз.

28. «Вертолёт»

(нормализация тонуса глазныхмышц)

Вот отправился в полёт

Наш чудесный вертолёт.

Медленно поднимать глазавысоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».

Быстро крыльями кружит,

И жужжит, жужжит, жужжит.

Вращать глазами по кругу, неповорачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.

Ж-ж-ж-ж…

 Зажмурить глаза.

25 августа 2020 в 09:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.