Воспитатель МАДОУ д/с №78 г. Калининград

Проблемы адаптации детей 4-5 лет к детскому саду и пути их решения

На сегодняшний момент хорошо изучены вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Однако многие дети начинают посещать детский сад позже. К сожалению, особенности процесса адаптации детей 4-5 лет к ДОУ на сегодняшний день изучены недостаточно. А между тем многие педагоги считают, что период 4-5 лет – это самое подходящее время для оформления ребенка в детский сад. Есть мнение, что именно к этому моменту ребенок достаточно созрел эмоционально и физиологически. Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на видимую самостоятельность, ребенок, поступающий в детский сад даже в возрасте 4-5 лет, сталкивается с серьезными изменениями в своей жизни, и это не всегда проходит гладко. Мы должны помнить, что успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении: овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование представлений о себе на основе внутренних ценностей, интересов и потребностей.

Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик в любом возрасте является еще неизвестным пространством с новым окружением и отношениями. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Ему необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.

Если рассматривать адаптацию к ГБДОУ как критический для детей фактор, то нужно отметить возможность проявлений признаков стресса. Очень важно анализировать причины стресса и возможные его последствия. Это даст нам возможность уменьшить неблагоприятное влияния таких последствий на малыша. Причины стрессовых перегрузок в детском саду в первые месяцы пребывания:

длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку; строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают; невозможность удовлетворения каких-то потребностей ребенка; общение сразу со многими взрослыми людьми.

У немногих детей адаптация к условиям ГБДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Форма адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния ребенка, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; иногда ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями), снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям; иногда происходит регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки. 

Адаптация детей – процесс сложный, поэтому специалисты условно выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В редких случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Второй этап – называют умеренно острый, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервозности воспитанника, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, самостоятельно одеваться.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при создании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двухсторонний процесс.

Адаптация ребенка в детском саду – это адаптация в первую очередь семьи.

Чем дольше ребенок жил дома по режиму дня, схожему с распорядком в детском саду, тем проще в этом отношении пройдет для него период адаптации. Поэтому, если   малыш дома живет по собственному графику, то в задачу родителей входит приблизить его к режиму дня детского сада.

Подъем должен быть в 6-30 – 7-30, чтобы вовремя успевать в сад, отход ко сну – не позже 20 часов 30 минут, чтобы малыш успевал выспаться.

Учитывая, что адаптация — это всего лишь способ детского организма и психики приспособиться к новым условиям, отметим, что она может проходить по-разному у детей 4-5 лет и зависеть от темперамента и здоровья малыша. Чтобы все прошло максимально гладко, нужно:

ограничить ребенку время просмотра телевизора и компьютерных игр; больше читать малышу; придумать для него спокойные и интересные игры; активно проявлять понимание и любовь.

Чего делать нельзя:

ругать детей за плач и запугивать; посещать места скопления народа; негативно отзываться о саде или воспитателе в присутствии ребенка; забирать малыша позднее всех; успокаивать фразами «не надо плакать», «не бойся» и др., способными вызвать негативное отношение ребёнка к себе как к трусливому и капризному человеку.

Нужно понимать, что адаптация в детском саду – это испытание для ребенка, сопровождающееся  особым эмоциональным состоянием. Чаще всего ребёнок 4-5 лет испытывает из-за этого целый букет отрицательных эмоций, среди которых гнев и агрессия. Но также в этот период его одолевает жажда новых знаний и обычное детское любопытство. И на этом нужно стараться делать основной акцент.

Рекомендации для родителей

Чтобы ребенок как можно быстрее и проще адаптировался в детском саду, родителям нужно научиться соблюдать ряд простых правил:

  1. Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
  2. Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
  3. Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только ухудшите ситуацию.
  4. Водите ребенка в сад только здоровым.
  5. Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
  6. Дома смотрите с малышом позитивные мультфильмы и читайте книжки на тему детского сада.
  7. Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
  8. Поощряйте желание малыша пойти в садик.
  9. Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили ребенка в детский сад.

Для того чтобы в детском саду чувствовать себя комфортно, ребенок 4-5 лет должен обладать определенными навыками:

  1. Уметь самостоятельно раздеваться и одеваться (в сад лучше надевать детям просторную одежду без сложных застежек).
  2. Уметь убирать за собой игрушки по требованию.
  3. Посещать туалет при необходимости или сообщать о позывах воспитателю.
  4. Уметь общаться с детьми.

Последний пункт в данном случае самый важный, так как именно умение наладить контакт с окружающими сделает период адаптации 4-5 летнего малыша в саду безболезненным. Чем проще для ребенка будет делиться игрушками, ожидать или выполнять поручения, тем проще ему будет привыкнуть к новой обстановке.

Как помочь детям привыкнуть к детскому саду?

Крайне важно проявлять интерес к процессу, своим примером показывая ребенку, как вам нравятся перемены и как хорошо вы относитесь к саду и воспитателям. Расстроенные и нервные родители, испытывающие чувство вины, станут для малыша доказательством того, что сад в жизни их семьи – это что-то действительно плохое.

Не менее важно наладить контакт с воспитателем. Чтобы малыш шел в садик, если не с удовольствием, то хотя бы без слез, его нужно мотивировать. Напомните малышу о том, какие там красивые игрушки и как интересно гулять вместе с детками на детской площадке.

Лучше будет придумать особый ритуал прощания без слез и истерик, закрепляя его день за днем.

Забирая ребенка из садика, расспрашивайте его о проведенном дне, хвалите и подбадривайте, напоминайте о том, каким он стал самостоятельным и как вы очень им гордитесь. 

В заключение отмечу, что родители должны понимать: сложно будет только на начальном этапе. Со временем, когда пройдет период адаптации, малыш будет с удовольствием ходить в сад  к новым друзьям.

В ГБДОУ № 43 в августе 2022 года была открыта средняя группа для детей, не посещавших ранее детские сады. На протяжении трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) воспитателями группы в соответствии с годовым планом велась работа по адаптации детей к условиям детского сада. Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Я поставила на период адаптации следующие задачи:

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  1. Закладывать основы будущей личности:
воспитывать у детей уверенность в себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как сумеем мы, воспитатели, понять нужды, интересы, наклонности детей, своевременно снять эмоциональное напряжение ребенка, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:

беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры.

Сведения о ребенке получаю в процессе беседы с родителями, а также в ходе анкетирования и наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений получила достаточно важную информацию о проблемах многих детей, их темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Кроме того, в ходе беседы с родителями устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.

В своей работе с детьми в первые месяцы их пребывания в ГБДОУ я использую индивидуальные (способствует решению точечных педагогических задач), групповые (позволяют повысить уровень учебной мотивации воспитанников) и фронтальные формы работы (широкий охват всей группы общим делом).

Количество прибывших детей – 28.
Формы адаптации:

легкая степень – 9; средняя степень – 19; тяжелая степень – 0.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

 Число случаев заболеваний детей:

сентябрь – 18; октябрь – 12; ноябрь – 8; общее число – 38.

Таким образом, чтобы избежать проблем и трудностей в адаптационный период, необходимо грамотно выстроить обязательную предварительную подготовку ребенка к новым жизненным условиям. Последовательная и системная выработка единых требований к поведению ребенка, согласование модели взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» – важное условие, облегчающее его адаптацию. И тогда самая важная проблема – процесс адаптации успешно разрешится.

29 августа 2023 в 00:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.